АСХ (terrasancta) wrote,
АСХ
terrasancta

Categories:

Стройуправление имени Франциска (часть I)

Да, я считаю, что евангельские события никогда не происходили на земле, ныне принадлежащей Израилю и сопредельным ему государствам.  И убежден на основании анализа богатой фактологии, что проповедь Христа и голоса тех, кто свидетельствовал Его пребывание среди человеков, звучали совсем не там, где «над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый».  Определенно не там.  (Кстати, не записывайте хотя бы Бродского в антисемиты и разжигатели, он был не про это).


А в ответ всегда одно и то же: ведь есть археология, она подтверждает; есть памятники, они свидетельствуют; есть источники, они не дают усомниться; есть вечный Иерусалим, он исследован от и до; имеется Предание, оно ценнее самого Евангелия...


И глаза, вроде бы, у всех открыты.  И видим мы все одно и то же.  Одни и те же книжки по истории читаем.  Одни и те же факты в голове держим.   


Но традиция восприятия перевешивает очевидность.


Тупик.


Остается только в энный раз повторить: не все то золото, что блестит.  Приглядитесь, прислушайтесь, всмотритесь!  Даже люди, имеющие самое непосредственное отношение к Церкви и далекие от моих «еретических» взглядов, рассказывают, как и кем создавалась легенда о ближневосточном Иерусалиме.   


Мне бы хотелось привести несколько отрывков из книг двух более чем уважаемых авторов.


Первый — наш современник, блестящий писатель и исследователь, заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой.



Второй — священнослужитель Русской православной церкви Антонин Капустин.  Учёный-византинист, начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле, магистр богословия, почётный член Императорского Православного Палестинского Общества и Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и т.д., и т.п.


Подозревать этих людей в неуважении к Церкви или её истории невозможно.  Всей своей деятельностью они подтвердили приверженность Православию, церковным Писанию и Преданию.  Кроме того, и отец Антонин в XIX столетии, и Николай Лисовой в наше время опираются на самые скрупулезные светские археологические, источниковедческие и филологичские исследования.


О чем же идет речь в их работах?


Полюбопытствуем.


Н.Н. Лисовой, «Святая Земля: история и наследие.  Православный путеводитель», М., 2015.


«Нынешние стены Старого Города возведены в середине XVI в. султаном Сулейманом Великолепным». Стр.21


Итак, факт номер один.  Нынешний «старый» Иерусалим — город XVI века.  Именно тогда были построены его стены.  Можно сколько угодно говорить, что до того было еще краше, наряднее и замечательнее, но доказать это будет проблематично.  Да никто особо и не пытается.  Старый город, оооооооочень старый!


«Пройти в город можно через любые из семи ворот, восьмые, Золотые, были заложены тогда же, в XVI в». Стр.21


И снова — здравствуй, столетие номер 16!  Заметьте, если стены построили в то же время, зачем сразу же закладывать только что построенные ворота?  Нелогично.  Либо никаких ворот не было, и их «сочинили» для антуража, либо сразу построили «античные руины», как это уже делали в Риме на Тибре.


«К востоку от Дамасских расположены Иродовы ворота.  Они тоже были прежде заложены и открыли их лишь в конце XIX столетия.  Иродовыми назвали их потому, что находящиеся неподалеку развалины древнего храма были ошибочно отождествлены историками с дворцом Ирода Антипы, сына Ирода Великого, на суд к которому посылал Иисуса Понтий Пилат». Стр.21


В этом сообщении прекрасно всё: и чудесное обретение Иродовых ворот в 19-м веке, и моментальная приписка их Ироду по каким-то развалинам, и последующее признание ошибки.  Правда, когда выяснилось, что Ирод не при чем, название уже закрепилось, и.... ворота вошли в историю как Иродовы.  Туристы ходят, Иерусалим стоит, Иродовы ворота имеются, Понтий Пилат упоминается.  Лепота!  Вам это ничего не напоминает? Вот такая она, наука история!


«Царь Охозия (VI в.), желая отучить подданных от человеческих жертвоприношений, устроил в овраге, где находились алтари Молоха, общегородскую свалку.  Со всего Иерусалима свозили и сносили сюда мусор, падаль, даже тела казненных разбойников.  А для того чтобы зараза не шла на Город, здесь постоянно пылали костры.  Так сложился образ Геенны, в которой, по слову пророка Исаии, «червь не умирает и огонь не угасает». Стр. 44


Итак, ничего крамольного пока нет.  Генезис Геенны огненной.  Где всё «ужас, ужас, ужас».  Но вот дальше:


«Холм, возвышающийся на «западном берегу» Геенны, напротив Сиона, в южной своей части носит название Горы Злого Совещания.  Согласно преданию, там находился загородный дом первосвященника Каиафы, где и происходило совещание об аресте и казни Иисуса (Ин.11, 47)».  Стр. 44


Итак, фиксируем: дом первосвященника Каиафы находится на «западном берегу» Геенны.  А теперь представим: загородный дом Патриарха Кирилла/премьера Медведева/мэра Собянина/... (слишком актуальное не подчеркивать) на «западном берегу» полигона Ядрово под Волоколамском.  Представили?  Едем дальше.


«Проходя или проезжая... мимо юго-восточного угла старого города..., на самом углу обратите внимание на несколько рядов кладки Иродова времени.  Одна из циклопических плит (в пятом ряду) весит, по оценке специалистов, более 100 тонн.  Считается, что здесь было «крыло Храма», о котором говорят евангелисты, рассказывая об искушениях Спасителя». Стр. 45


Так и тянет поинтересоваться, какая сколковская инновация была использована древними израильскими строителями для перемещения стотонной плиты на нужное место.  Но о политике сегодня — ни-ни.  


«Горница Тайной Вечери, или Сенакль, как ее называют в Иерусалиме (на старофранцузский лад, от латинского coenaculum — «помещение для обеда», «столовая»), связана с событиями последней трапезы Господа с учениками, двукратного явления Его им после Воскресения и, наконец, Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.


Базилика на этом месте — «Матерь церквей» — была воздвигнута архиепископом Иоанном (386-417 гг.).  Сожженная персами в 614 г., она была восстановлена архиепископом Модестом.  Крестоносцы в XII в. воздвигли здесь храм, известный под названием Святой Марии Сионской.  Его разрушил Саладин.  Позже, в 1335 г., пребывавшее в развалинах святое место приобрели францисканцы, которые восстановили его и занимали более двух веков, пока также не были изгнаны (в 1552 г.) мусульманами...». Стр. 48


Несмотря на все разрушения и превратности судьбы, за местом сохранилось отчего-то именно старофранцузское название.  Не латинское, не греческое, не местное.  Может, потому что, кто реально построил, тот и назвал?  И вот тут мы подбираемся к самому интересному.  К рассказу о демиургах ближневосточного Иерусалима.


Итак, кто же построил Горницу Тайной Вечери?  Античные евреи?  Ничуть не бывало!  Николай Лисовой приоткрывает завесу:


«Если сказать правду, это двухэтажное здание построено францисканцами в XIV в». Стр. 48


И это истинная правда.  Францисканцы — вот, кто провел блестящую операцию по переносу истории на Ближний Восток.  Причем в 14-м столетии.  До этого никакой Горницы Тайной Вечери в ближневосточном Иерусалиме не было.  Запоминаем: францисканцы.


«Виа Долороза — Скорбный путь — так называют в Иерусалиме на латинский лад совокупность улиц, поворотов и переулков, которыми прошел с тяжелым крестом на плечах Господь Иисус Христос от римской крепости Антония, резиденции Понтия Пилата, до места казни преступников за пределами тогдашней городской черты. Строго говоря, Виа Долороза лишь с известной натяжкой может считаться моделью подлинного Крестного Пути — условной и приблизительной, как всякая историческая и археологическая модель».  Стр. 84


«Сама традиция Крестного Пути, его, если можно так сказать, «маршрут», каким мы знаем его сегодня, восходит исторически не глубже, чем к XIV столетию.  И с самого начала его происхождение связано с деятельностью Францисканского ордена».  Стр. 84


«С деятельностью францисканцев, их молитвенной практикой, богословием и аскетикой связаны многие черты современного облика  христианского Иерусалима.  Памятником их «архитектурно-литургического» творчества и является Виа Долороза».  Стр. 84


Строго говоря, информация-то эта не закрытая.  Все заинтересованные лица прекрасно осведомлены, что Виа Долороза, как и многие другие «памятные места», является результатом «творчества» францисканцев.  То есть, если называть вещи своими именами, орденоносцы Св. Франциска построили точно такой же Новый Иерусалим, какой существует под Москвой, только несколько раньше.  Но ведь никому в голову не приходит называть подмосковный монастырь «тем самым местом».  А палестинский Иерусалим отчего-то называют.  Более того, миллионы паломников проходят по Виа Долороза, и им показывают, где Спаситель остановился передохнуть, где Крест переложили на праздношатающегося Симона, где находилась Претория и т.д.  Правда, обычно забывают добавить: «по мнению францисканцев 14-го столетия».   


Кстати, если кто думает, что братья «творили» только в Иерусалиме, вынужден разочаровать.  Францисканцы создавали нужный антураж не только в «вечном городе».  Лисовой свидетельствует:


«В 15 км к юго-западу от Рамаллы лежит Аль-Кубейба — арабское село, которое еще в Средние века отождествляли с местом евангельского Эммауса».  Стр. 297


«Однако почитание Кубейбы как Эммауса возникло в позднейшее время, когда, примерно с 1500 г., здесь обосновались францисканцы».  Стр. 297


Какое удивительное совпадение, не правда ли?  Появились люди ордена — и возникло почитание Кубейбы.  И сразу стало ясно, что Кубейба — это он самый, Эммаус, и есть!  Как пелена с глаз спала, чесслово!   


Впрочем, вернемся в Иерусалим.  Там есть, на что посмотреть.  Вот, например, ветхозаветная гробница Давида. Правда, «интерьер Гробницы Давида стилизован теперь под облик древней синагоги». Стр. 49


Имена стилизаторов не упомянуты, но безусловно они руководствовались самыми лучшими побуждениями.  Самыми лучшими.  Возможно, даже были уверены, что древнему царю идея бы понравилась.


А неподалеку — еще один памятник: Гробница Царей.


«Напротив собора Сент-Джордж... находится т.н. «Гробница Царей».  Это название было дано уникальному некрополю в середине  XIX в., когда археологи думали, что они действительно найдут здесь погребения царей Иудейских.  На самом деле, речь шла о семейном некрополе Елены, царицы Адиабенской, принявшей иудаизм и приехавшей в Иерусалим в 44 г. первого христианского века.  Ее подлинное имя было Саддан».  Стр. 52


Некие ученые 19-го века думали, что найдут.   Но не нашли.  Обидно, досадно.  Сделать хотел грозу, а получил козу.  Но не пропадать же богатой идее! И памятник профнепригодности превратился в упоминаемое с придыханием место.  Вы где? Мы — у Гробницы Царей.  А то, что ни царей, ни гробниц рядом не оказалось, уже даже и не важно.  Бодро шагаем дальше под марш волшебников-недоучек века промышленных революций!


И упираемся в знаменитую арку Ecce Homo.   


«По данным современных археологов, арка построена при императоре Адриане, в 135 г.н.э., и представляет собой восточные ворота Элии Капитолины». Стр. 88


«В течение столетий внешняя дуга, выходящая на улицу, и называлась, собственно, аркой Ecce Homo (Се человек)».  Стр. 88


Мне одному режет глаз, что арка как бы построена в 135 году, а казнь Христа состоялась на сотню лет раньше?  То есть при всем желании и притягивании за уши сие строении не может быть свидетелем Крестного пути.  Однако результат чьего-то «творчества» неплохо увековечен.  Вот вам и археологическое свидетельство, нате!  100 лет туда, 100 лет сюда — это все мелочи по сравнению с обретением «памятника».


Далее движемся в сторону Елеонской горы.


«Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи.  Здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались пришельцы из Галилеи, в том числе св. апостолы». Стр. 176


И зачем, скажите на милость, понадобилось называть часть Елеона Малой Галилеей?  При том, что галилеян, мягко говоря, недолюбливали в Иерусалиме: ибо  «что доброе может быть из Галилеи»?  Предположу, что Малая Земля Галилея появилась в дискурсе строителей коммунизма сионизма ближневосточного Иерусалима по очень простой причине.  В Евангелии Ангел сообщает пришедшим ко гробу Христа женщинам, что Иисус воскрес и предваряет их в Галилее.  Женщины бегут в Иерусалим сообщить благую весть ученикам Спасителя и по дороге встречают Христа, говорящего им: «Радуйтесь!»  Но ведь только что Ангел сообщил последовательницам Иисуса, что Он будет ждать их в Галилее.  А Христос — тут, на иерусалимской дороге.  В самом сердце Иудеи.  Что же делать?  Как быть?  Как совместить Иерусалим и Галилею?  И тут... бинго!  Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи!  Вот, о чем, оказывается, шла речь!  И тогда Иерусалим и Галилея легко оказываются в одной географии!  


Что и требовалось, аллилуйя!  


Да пребудет с нами гений Франциска Ассизского и его братии, мамма миа!


(продолжение следует)


Tags: галльское евангелие, политический маркетинг, фальсификация истории, христианство
Subscribe

  • И снова здравствуйте!

    Как я и анонсировал ранее, первое интервью с Александром Грининым доведено до ума и выложено в сеть. Скажу сразу: название снова придумано не мной,…

  • С причала рыбачил апостол Андрей...

    Любопытная печать была в лохматых веках у Хранителей Шотландии. Тех, которые в англоязычной литературе называются Guardians.…

  • Во французской стороне? — На чужой планете!!!

    Кто из нас не помнит задорную, слёту заходящую «Песню студента»!? «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • И снова здравствуйте!

    Как я и анонсировал ранее, первое интервью с Александром Грининым доведено до ума и выложено в сеть. Скажу сразу: название снова придумано не мной,…

  • С причала рыбачил апостол Андрей...

    Любопытная печать была в лохматых веках у Хранителей Шотландии. Тех, которые в англоязычной литературе называются Guardians.…

  • Во французской стороне? — На чужой планете!!!

    Кто из нас не помнит задорную, слёту заходящую «Песню студента»!? «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться…