Вчера не успел завершить обзор интересных мест евангельской Галлии-Галилеи. А поделиться хочется.
Итак, с места в карьер.


Знаете, что за здание? Подозреваю, что нет.
А история его — прелесть как занимательна. Это бывшая церковь, переделанная под обычное, гражданское строение. Находится в городке Кламси, не сильно далеко от Парижа.
Церковью перестала быть после Французской революции.
А до того называлась храмом Младенцев Вифлеемских. Местный же епископ до революции назывался епископом Вифлеемским, а весь местный приход — Вифлеемом. Для объяснения, откуда в Галлии взялся Вифлеемской приход с епископом, была придумана зубодробительная история о том, как некий местный крестоносец оставил территорию в наследство епископам Вифлеема, о чем они узнали только через несколько десятков лет (почту, видимо, задержали). С тех пор и до самой революции (лет 600) Вифлеем находился в Кламси. И это никого не удивляло. Даже местных, бургундских епископов. Подумаешь, откусили у них кусок какие-то деятели с Востока и устроили епископат. Это ж в порядке вещей...
Даже не изумившись, перемещаемся дальше.
В немецкий Трир, который в античные времена тоже был галльским.
И обнаруживаем там...


...могилу Матфея. Того самого, который был выбран в число 12 апостолов вместо выбывшего Иуды.
Церковь многократно перестраивали, поэтому выглядит всё очень по-новому. А вот саркофаг с останками Матфея — старый, стянутый современными стальными тросами.
И финальный пункт на сегодня. Север Франции. Амьен.
С очень давних времен город и его Нотр-Дам обладают одной из самых ценных реликвий христианского мира.
Это глава пророка Иоанна Предтечи.

Можно подходить и рассматривать. И главное — народу практически нет. Вот так это выглядит в объёме:

Если бы эта реликвия оказалась у нас, думаю, очередь просто подойти была бы неиссякаемой в течение месяцев. Современных же французов больше интересует ислам, чем христианство и его история.
За всё время, пока я находился в соборе Амьена, к главе Предтечи подошла одна семья — отец и два маленьких сына. Меня же проходившие мимо туристы разглядывали с большим любопытством, чем реликвию: типа, а что это я там такого нашёл. И действительно. Подумаешь...
Перефразируя известный трюизм об армии, люди, не желающие знать свою историю, будут учить чужую. С французами это уже происходит.

Причина пожара установлена не будет. Не будет.