Обещал про евангельскую Галлию в картинках, пишу. И выкладываю фото.
Начну, пожалуй, с фарисейского Фариса Париса Парижа.
Было когда-то в этом городе кладбище со странным названием: «Кладбище невинно убиенных царем Иродом младенцев». Потом название сократилось до «Кладбища невинных младенцев». А потом оно стало «Кладбищем невинных». Откуда такое странное название, вопрос отдельный. Прямого ответа не дает ни один источник. Пытаются привязать название к имени ближайшей церкви, только проблема в том, что ближайшая — Св. Евстахия. Кивают на набожность древних парижан, на детские захоронения...
На мой взгляд, всё гораздо проще. Ответ — в названии, если его не трактовать до бесконечности. Где зарыли, там и лежат.
В 18-м столетии погост уничтожили. Объяснили, что слишком много могил, они страшно смердят, да и вообще: кладбище в центре Парижа — нонсенс. И, выровняв площадку, устроили танцы рыночную площадь. С глаз долой — из сердца вон.
В середине 16-го века место выглядело вот так:
Страшной перенасыщенности могилами не очень заметно. Где те миллионы захоронений, о которых говорят знатоки парижской истории, большой вопрос.
Сегодня о Невинных напоминают лишь сквер с фонтаном и улица, состоящая из одного дома. Правда, почему-то с номером 11.
Покидаем Париж.
Отправляемся на юг Франции. Для начала — в Тараскон. Милый, уютный городок, расположенный между Авиньоном, Нимом и Арлем.
Известен, прежде всего, сказочной историей о том, как получил свое название. Обитал, как гласит легенда, в тамошних краях страшный зверь — тараск. То ли ящер, то ли дракон, то ли еще кто, поди сейчас разбери. Нападала эта образина на людей и скот и, как любили писать в просвещенном 18 веке, убивала всех до смерти. Продолжалось всё это безобразие до тех пор, пока в город не пришла Святая Марфа, сестра Лазаря и тех двух Марий, что захоронены неподалеку — в Сен-Мари-де-ла-Мер (писал о них в предыдущем посте). Она вышла к чуду-юду и непринужденно укротила его с помощью крестного знамения. После чего местные храбрецы подоспели с бейсбольными битами с вилами и топорами и разрубили тараска на куски.
Марфа, естественно, обращает местных язычников в христианство и остается в Тарасконе. Почему городу присваивают имя ужасного чудовища, а не святой, остается непонятным. Этимология слова тараск — более чем туманна.
В сегодняшнем, несказочном, мире имеется древний храм с мощами Святой Марфы.
Сначала спускаемся в крипту.
Там реликварий с мощами.
Неподалеку от Тараскона и Сент-Мари-де-ла-Мер находится пустыня, где укрывалась от мира самая, наверное, известная из сподвижниц Христа — Мария Магдалина. Слово пустыня тут употреблено в своем изначальном смысле: пустынное, необитаемое место. Добраться до него сегодня легко, ибо лошади под капотом тянут резво. Правда, не до самой пещеры, где обитала Магдалина. Туда нужно идти ножками, и это правильно: проникаешься духом места.
Идти нужно всё время вверх, площадок почти нет, поэтому к гроту Марии из Магдалы приходишь бодрым и в хорошем тонусе.
Людей практически не видно, редко встретишь одного-двух путешественников, но это тоже, наверное, хорошо: отсутствует ненужная экзальтация и присущий многим паломникам искусственный надрыв.
А тут — тишина и покой.
В пещере устроена скромная церковь. О захоронении Магдалины я писал в предыдущем посте, но и в грот передана частичка мощей для поклонения.
Не знаю, кто как относится к энергетике места, но пустыня Магдалины прочищает душу и мозги весьма основательно.
Впрочем, энергетику к исследованию не пристегнёшь.
Спускаемся с небес на землю. И...
(продолжение следует)