terrasancta

Categories:

Приговор

Откопал превосходную статью в сборнике «Историческая память в культуре эпохи Возрождения» (М., 2012). Называется «POST DILUVIUM. К истории одной (не)удавшейся фальсификации». Автор — А.В. Доронин.

К сожалению, нигде в интернете ссылок на неё не нашёл. Очевидно, объективная оценка состояния исторической науки не сильно радует её адептов. А текст слов — не в бровь, а в глаз.

Итак, о чём речь?

Цитирую.

«В 1498 г. в Риме в типографии Евхария Зильбера увидел свет «Antiquitatum variarum volumnia XVII», том неизданных дотоле сочинений и фрагментов известных античных авторов, снабженных пространным комментарием монаха-доминиканца Джованни Нанни [латинизированное имя Ioanni Annij Viterbensis(1432-1502]. В конце XV в., когда азарт гуманистов в поиске трудов классической древности начал угасать (казалось, найти что-то неизвестное уже невозможно), публикация Нанни стала сенсацией».

Да уж, сенсацией! И неудивительно! Ибо Нанни «обрел» неизвестные ранее тексты Катона, Ксенофонта, Манефона, Бероза и прочих «античных» гениев. Монах сообщил, что большинство текстов он обнаружил в Мантуе, роясь в бумагах почившего собрата-доминиканца. А сочинения Бероза ему передали (вот тут я начал рыдать, чесслово) «два армянских монаха-доминиканца».

Ладно, идем дальше по тексту.

«Уже вскоре по выходе «Antiquitatum variarum volumnia XVII» венецианский библиотекарь Сабеллик (1436-1506) назвал Нанни «невыносимым лгуном», подвергнув сомнению подлинность «его» Катона и Семпрония (впрочем, не самых ярких из подборки)».

«По смерти Нанни «Antiquitatum variarum volumnia XVII», поставленные под сомнение авторитетами Лефевра д'Этапля, Беата Ренана, Меланхтона и его сподвижников, недружелюбно встреченные в Италии, довольно скоро разоблаченные... были, казалось, обречены бесславно кануть в лету. Но следует признать, критика в адрес «Древностей» не получила широкого резонанса. К ним не просто продолжали проявлять интерес, их активно печатали и переводили, интенсивно использовали в качестве источника. В первую очередь, самую объемную из находок — сопровождаемые пространным комментарием Нанни пять книг «Antiquitates» Бероза. Именно это сочинение халдейского жреца, астронома и историка, жившего в эпоху Александра Македонского... стало главным откровением для современников.

Опубликованные Нанни (псевдо)берозовские «Antiquitates» «перевернули мир», ни много ни мало «пролили свет» на истоки общечеловеческой истории, вследствие чего сам Нанни остался в историографии автором, пожалуй самой громкой фальсификации Нового времени, может, «самой удавшейся и имевшей далеко идущие последствия фальсификации в мировой литературе» вообще»...

«Утверждаемая псевдо-Берозом общность происхождения народов Европы придала мощный импульс строительству национальных мифологий Нового времени. На этом фундаменте ренессансные летописцы стали возводить здания исторической памяти своих Отечеств, по-своему заполняя лакуны «варварского Средневековья» и национализируя его и на свой лад мистифицируя античность».

На мой взгляд, это приговор. Интеллигентно сформулированный, филигранно отточенный, слегка завуалированный, но!

При-го-вор!

Аплодирую А.В. Доронину!

Все совпадения, естественно, случайны.

Герои вымышлены.  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded